Навигация:

О нас
Туф
Предлагаем
Ваши предложения
Инвестиции
Контакты
Словарь строителя
Новости
Стили архитектуры
Культура и туф

Памятники архитектуры

На улице Мясницкой (д. 39) расположен один из первенцев советских административных зданий, построенный в 1929-30 г.г. по проекту знаменитого французского архитектора Ле Корбюзье. Громадные поверхности стеклянных стен чередуются с плоскостями, облицованными розово-фиолетовым туфом из Армении (северо-западный склон горы Арагац, у с.Артик).

Туф активно используется при строительстве. Еще в древние века люди ценили основные качества этого камня среди памятников архитектуры известны такие как: крестово-купольная церковь из туфа Катогике (13 в. Ереван), Зале Карлес известный художник, создал ансамбль братского кладбища (туф, 1924-36, совместно с архитектором А. К. Бирзениеком и др.), в котором скорбь о погибших воинах с большой силой выражена в символических монументальных образах, развивающих на национальной основе традиции "модерна", и "Памятник свободы" (гранит, туф, 1931-35) - оба в Риге. В 1909 году совместно с армянской общиной, имевшие армянские корни царицынские купцы Яков и Григорий Серебряковы построили церковь в Заполотновской части города. Здание было построено из серого армянского туфа, который специально привезли из Армении, этот камень уникален и добывается только там. Церковь была построена за три года, несмотря на трудности с перевозкой камня. А разрушена за один день в начале 30-х годов, когда городу потребовалось место для нового стадиона. На её месте ныне находится стадион "Динамо". В Петербурге тоже сохранились постройки из этого камня. Недавно состоялось торжественное открытие после завершившейся реставрации пяти скульптур Кухонного корпуса Елагиноостровского дворца - бывшей резиденции Императрицы Марии Федоровны. Этот памятник архитектуры был создан в начале XIX века великим зодчим Карлом Росси. Автором возрожденных скульптур является знаменитый русский скульптор Степан Пименов. Согласно разработанному плану, пять скульптур - Адонис, Мелеагр, Жрица, Психея и Цецера - отреставрированы в этом году, а еще пять будут восстановлены в течение 2002 года. Как сообщили в администрации Елагиноостровского дворца-музея, работы по реставрации скульптур были проведены с использованием новейшей методики сохранения памятников из пудостского камня. Выполнила работы бригада мастеров под руководством специалиста в данной области Вячеслава Мозгового. Среди его работ - сложнейшая реставрация Ростральных колонн и скульптур, украшающих фасад Адмиралтейства с применением той же методики. Скульптуры Пименова, как и многие другие памятники Санкт-Петербурга, выполнены из пудостского камня - известкового туфа, добывавшегося на каменоломнях в долине реки Пудость (около города Гатчины). Этот камень, благодаря своим техническим характеристикам и уникальным декоративным качествам, стал материалом для создания произведений монументально-декоративной скульптуры, вошедшей в известнейшие архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга первой трети XIX века. Пудостский известняк в большей степени, чем другие каменные породы, подвержен разрушающим воздействиям внешней среды. Ростральные колонны на стрелке Васильевского острова стоят на мощных каменных постаментах из блоков серого гранита, а на них расположены аллегории рек прежней Руси - Невы (), Волхова, Днепра и Волги (мы перечислили их в последовательности с юга на север, от Дворцового моста к Биржевому).Скульптуры изваяны из известкового туфа (травертина). В свежем виде это красивый ярко-желтый камень пористого сложения. Он легко поддаётся резцу скульптора и стал их излюбленным материалом. Потом оказалось, что камень не может противостоять петербургскому климату, а теперь и дикому загрязнению атмосферы города. За годы бытования в городской среде камень обветшал, стал грязным, потерял свой природный цвет, и это процесс необратим. При реставрации Ростральных колонн в самом конце 1990-х годов камень скульптур залечили мастиками на полимерной основе. В нём мало что сохранилось от его естества. Колоннада Казанского собора - это одна из прекрасных жемчужин петербургской архитектуры (). Колонны собраны из блоков пудостского камня, а стыки между ними затёрты. Из-за непрочности камня его сразу же после создания колонн затёрли так называемым рижским алебастром. Но и это не сберегло его. Сейчас камень неприятен на вид. Но пока что не нашлось удачных способов его реставрации. И в наши дни строительство из туфа ведется довольно активно. В Грузии отмечается Тамароба, этот праздник посвящен великой царице Тамаре, причисленной грузинской церковью к лику святых. В ознаменование праздника на въезде в город Ахалцихе (Южная Грузия) открыт памятник правительнице. Изваяние царицы изготовлено из светлого туфа, этот материал традиционен для страны - из него состоят стены храма Баграта и Гелатского собора в Кутаиси.

Природный камень в архитектуре Санкт-Петербурга.

Туфы в архитектуре стиля барокко

Огромную роль в строительстве и архитектуре Ленинграда, в создании его неповторимого облика, его "строгого, стройного вида" сыграло широкое применение разнообразных природных камней из месторождений Северо-Запада России. О значении, которое придавал использованию камня в строительстве основатель новой столицы России Петр I, видно из изданного им в 1714 г. указа: "Понеже здесь (в Петербурге) каменное строение зело медленно строится от того, что .камень для того дела трудно достать и за довольную цену, того ради запрещается во всем государстве на несколько лет всякое каменное строение какого бы имени ни было, под страхом разорения всего имения и ссылки" [25]. Им были изданы также указы о постройке специальных судов и поощрении судоходства для перевозки каменных материалов в строящийся город. Петр I не только привлекал к строительству каменщиков России, но и выписывал из Европы лучших строителей, зодчих, ваятелей и резчиков по камню. При рассмотрении истории применения природного камня в строительстве Петербурга Ленинграда хронологически выделяются четыре периода: первый 1703 1760 гг., второй 1761 1860 гг., третий 1861 1917 гг., четвертый с 1917 г. по настоящее время.

В начальный период строительства Петербурга в архитектуре России господствовал стиль барокко. Этот период, длившийся немногим более полувека, в книге "История русской архитектуры" делится на два этапа [27]. Первый этап "петровское барокко" (раннее барокко) длился около 35 40 лет. Типичной для него была относительная простота внешней архитектурной отделки большинства построек Петербурга, что определялось проводимой в то время политикой всемерной экономии из-за войны со шведами, большими расходами на строительство флота и другими причинами. Для второго этапа (середина XVIII в.), называемого русское барокко (развитое барокко), отличительными чертами были высокая декоративность, необыкновенная живописность и пластичность архитектуры каждого здания, обилие лепки, разнообразное обрамление окон картушами и замковыми масками, наличие скульптур во внешнем оформлении зданий и сооружений.

В целом почти 60-летний период барокко характеризуется применением в больших объемах природного камня из месторождений карбонатных пород, расположенных на относительно небольшом расстоянии от Петербурга (в пределах 100 120 км). Эти монохромные породы преимущественно серых, светло-серых, зеленоватых тонов представлены известняками, доломитизированными известняками, доломитами и известняковыми туфами. Они использовались главным образом для устройства фундаментов, кладки цокольных этажей, сооружения лестниц, в том числе парадных, кладки полов, настилки тротуаров и т. п. В 1740 1750-х годах, когда началось сооружение дворцов и храмов, из крепких доломитизированных известняков изготовляли базы для колонн и пилястр, капители, карнизы и другие архитектурные детали. Известковые туфы, как более мягкие и легко обрабатываемые породы, применялись в качестве статуарного камня, например для скульптур, установленных на крыше Зимнего дворца, а также для сооружения фонтанов, устройства балюстрад и других декоративных целей.

Основным строительным камнем являлись доломитизированные известняки, так называемые "дикари" волховского горизонта ордовикского возраста. Ломки этого достаточно прочного камня были сосредоточены по берегам рек Волхов, Сясь, Мга, Тосна и др., впадающих в Ладожское озеро и Неву. Известняки доставлялись на стройки города водным путем (по Ладожскому озеру и Неве) под обобщенным названием "путиловская плита" (по названию с. Путилова, вблизи которого велись разработки "дикарей" еще с допетровских времен). Какое значение придавал Петр I этому камню, видно из фразы, сказанной им после неудачной битвы в 1705 г.: "Не жаль земли жаль Путиловской горы". Как известно из исторических источников, Петр I передал Путиловские ломки в исключительное пользование жителям с. Путилова, считавшимся в то время лучшими камнеломами и камнетесами. Они получили эту привилегию для дальнейшего развития в их среде каменного промысла [25]. Достаточно высоко ценилась в то время "тосненская плита" (тоже "дикари" волховского горизонта). Каменоломни здесь были расположены на ограниченной площади между современными станциями Саблино и Поповка. По-видимому, несколько позднее начали разрабатываться карбонатные породы в районе Гатчины. Ломки их были расположены главным образом вдоль р. Пудость, у деревень Ротковой, Пудость, Пари-цы, Черницы и др. Породы эти, приуроченные к идаверскому горизонту ордовика, отличаются от путиловской и тосненской плиты своими физико-механическими свойствами и внешним обликом. В строительстве они использовались под названием "гатчинский камень". В настоящее время они не разрабатываются.

В том же Гатчинском районе, в долине р. Пудость с петровских времен и до 1950-х годов эпизодически эксплуатировалось Пудостьское месторождение известкового туфа четвертичного возраста. Этот туф представляет собой пористую, мягкую, легко обрабатываемую породу, твердеющую при длительном нахождении на воздухе. Пу-достьские туфы, судя по архивным данным, использовались с начала XVIII в. в строительстве Стрельнинского дворца для устройства террас, балюстрад и других архитектурных элементов. Несколько позже из них были выложены балюстрады Большого грота и верхние террасы Петергофского дворца. Они использовались также при сооружении [22] фонтанов вдоль Самсониевского канала и Марлийского каскада, в архитектурном оформлении дворцовых комплексов Зимнего, Строгановского. К настоящему времени Пудостьское месторождение известковых туфов выработано, однако имеются геологические предпосылки для выявления в Ленинградской и сопредельных областях новых месторождений этих своеобразных легко обрабатываемых высокодекоративных пород, прежде всего необходимых для реставрации многочисленных архитектурных памятников. При сооружении некоторых зданий использовались карбонатные породы, ввозимые из Эстонии, так называемый ревельский камень.

Кроме известняков, доломитов, туфов в первый период использовались и другие природные каменные материалы граниты, мраморы. Однако объемы потребления их были весьма ограниченны. Граниты, получаемые из ломок на островах Ладожского озера и Финского залива, в основном использовались при сооружении пристаней и верфей на Неве и в Кронштадте, оборонительных фортов в Финском заливе, реже общественных и жилых зданий. В отделке интерьеров некоторых богатых особняков хотя и применялись отечественные мраморы из Ювеньского месторождения Олонецкой губернии, но предпочтение отдавалось привозимому из-за границы, главным образом итальянскому: карарскому, сиенскому, генуэзскому и др. В этот начальный период создания Петербурга кроме Петропавловской крепости и Кроншлота (Кронштадта) в городе и его окрестностях были построены великолепные дворцы, величественные храмы, государственные здания, промышленные предприятия (Адмиралтейская верфь, Литейный двор, Ижорский, Сестрорецкий и другие заводы), портовые сооружения, жилые дома; в пригородах были созданы уникальные дворцово-парковые комплексы Петергофский (Петродворцовый), Царскосельский (Пушкинский), Ораниенбаумский (Ломоносовский).

Из сохранившихся до наших дней в Ленинграде и его пригородах построек в стиле петровского барокко следует назвать: строения Петропавловской крепости (фото 33), здание Двенадцати коллегий на Университетской наб., 7 (архитектор Д. Трезини); здание Кунсткамеры на Университетской наб., 3 (архитекторы Г. И. Матарнови, М. Г. Земцов и др.); Меншиковский дворец на Университетской наб., 15 (архитекторы Д. М. Фонтана, Г. И. Шедель); церковь свв. Симеония и Анны на Моховой ул., 46 (архитектор М. Г. Земцов); дворцы "Монплезир", "Марли" в Пе-тродворце (архитекторы И. Ф. Брауштейн, Ж. Б. Леблон и др.); Стрельнинский дворец (архитектор Н. Микетти).

Примерами сооружений эпохи расцвета русского барокко являются:

Зимний дворец, Смольный монастырь, Строгановский дворец на углу Мойки и Невского пр. и Воронцовский дворец на Садовой ул., 26 (архитектор В. В. Растрелли); Шереметевский дворец на наб. Фонтанки, 34 и Никольский морской собор (архитекторы С. И. Чевакинский, Ф. С. Аргунов) ; Большой дворец в Петродворце и Екатерининский дворец в Пушкине (архитекторы А. В. Квасов, С. И. Чевакинский, В. В. Растрелли).

..
  • 196653, Санкт-Петербург, г.Колпино, ул.Финлянская, д.34
  • Телефоны 812-461-08-11, 971-72-99, т/ф.460-76-04
  • ООО "Петербургский Строительный союз"
  • Made by Kiselev Stanislav Spb 2005
Используются технологии uCoz